Дорога на ощупь (Санкт-Петербургские ведомости) Версия для печати

Опубликовано: 28.06.2010

Дорога на ощупь (Санкт-Петербургские ведомости) Версия для печати

Санкт-Петербургские ведомости
Выпуск № 113 от 23.06.2010
Дорога на ощупь
Виктория МОРОЗОВА

Как-то в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей я видела, как классный руководитель объяснял старшекласснице дорогу от метро до подготовительных курсов. Педагог чертила на столе ее пальцем невидимый путь и комментировала: «Идешь прямо, потом поворачиваешь налево, потом опять идешь прямо...». Предварительно пройдя дорогу на ощупь, слепой девочке легче сориентироваться. Но теперь незрячим людям нет необходимости водить пальцем по пустому столу – у них есть атлас Санкт-Петербурга, созданный специально для инвалидов по зрению.

Без предварительной подготовки самостоятельно сориентироваться в незнакомом месте незрячим людям очень трудно. А мы, прохожие, даже желая им помочь, часто не можем сразу переключить свое сознание на отличные от привычных категории и начинаем объяснять дорогу в выражениях типа «дойдете до того желтого дома, повернете, увидите магазин...». И только вдруг спохватываемся, что нет в мире этих людей ни желтых домов, ни надписей на магазинах, ни порой даже светофоров на перекрестках, потому что далеко не все они в нашем городе оборудованы звуковыми сигналами. А в новом специальном атласе практически весь город представлен рельефными картами, вся информация – шрифтом Брайля.

Это только кажется, что перевести обычные городские карты или информацию в рельефный вариант простая задача. Дело не только в технологии производства, которая сама по себе и довольно сложна, и дорогостояща. Над атласом специально работали редакторы по Брайлю, его много раз проверяли в региональной организации Всероссийского общества слепых, для того чтобы сделать его понятным, читабельным, удобным. Издание даже прошло определенные испытания: сотрудники отдела по реабилитации ВОС давали атлас незрячим людям в качестве навигатора и старались впоследствии учесть все проблемы, которые возникали у испытателей.

В атласе несколько разделов, которые создавались с максимальным учетом потребностей незрячих людей.

Помимо традиционной истории города и описания его достопримечательностей – неотъемлемой части всякого путеводителя в нем содержится подробная информация об органах власти, культурных, социальных и медицинских учреждениях всех городских районов, причем даны не только их адреса, телефоны и веб-сайты, но и детальное описание пути к ним.

Специальный раздел посвящен подробному описанию маршрутов городского транспорта, позволяющему по количеству остановок, поворотов и прочим деталям, а не только по названиям улиц определить правильный путь.

Метро занимает в этом издании особое место, потому что им пользуются, как правило, многие, в том числе и незрячие люди. Помимо рельефной схемы метрополитена в атласе есть описания станций в самых детальных подробностях. Нам все равно какого типа станция – открытого, как «Новочеркасская», или закрытого, как, скажем, «Ломоносовская». Перрон от вестибюля отделяют колонны, как на станции «Лесная», или арки в стенах, как на «Площади Ленина». Но несущественные для зрячих особенности имеют весьма важное значение для слепых. Сколько выходов и куда, эскалаторы на переходах или лестницы – все эти мелочи учитывались при описании станций.

Практически все разделы снабжены подробными рельефными картами по районам города, основным городским магистралям, транспортным маршрутам с непременной привязкой к станциям метрополитена.

В подготовке атласа участвовали представители Всероссийского общества слепых и информационно-полиграфического объединения «Чтение» ВОС. Выпущен он тиражом 900 экземпляров и будет распространяться по адресной рассылке Санкт-Петербургского отделения ВОС среди инвалидов по зрению, владеющих рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих людей.

На самом деле в Петербурге проживают более десяти тысяч человек – инвалидов по зрению. «Не станет ли атлас, выпущенный десятикратно меньшим тиражом, дефицитом?» – спрашиваю у председателя Санкт-Петербургской региональной организации ВОС Алексея Колосова.

– Мы изучали спрос и пришли к выводу, что сейчас такого тиража будет достаточно, – говорит Алексей Борисович. – К сожалению, далеко не все незрячие люди владеют шрифтом Брайля, и главное – хотят им владеть. Некоторые родители не желают, чтобы их слабовидящие дети учились в брайлевских классах, и, если с годами зрение еще больше ухудшается, осваивать незнакомый шрифт им приходится с нуля уже во взрослом возрасте. Особая проблема – люди, потерявшие зрение в результате какой-то травмы. Им очень трудно адаптироваться в новых условиях, они часто впадают в уныние, замыкаются в каком-то своем мире и не спешат из него выходить. Поэтому перед нами стояла задача не только помочь незрячим людям, владеющим Брайлем. Мы хотели спровоцировать тех, кто не знает рельефно-точечного шрифта, к его изучению, к активному образу жизни.