Зримая песня. Завтра в Петербурге начинается неделя белой трости (Санкт-Петербургские ведомости)

Опубликовано: 14.12.2009

Зримая песня. Завтра в Петербурге начинается неделя белой трости (Санкт-Петербургские ведомости)

Вообще-то Международный день белой трости 15 октября (а есть еще Международный день слепых, 13 ноября), так что эта Неделя – местная, петербургская, затея. И вообще-то 33-летний Михаил Солодухин, чьим Концертом в зале у Финляндского вокзала 25 ноября Неделя открывается, не ходит с белой тростью. У него остаточное зрение. Говорит, что только в незнакомых местах теряется, а в знакомых «летает, как беркут».

Как беркут, он летает, например, на Учебно-производственном предприятии для слепых (УПП) № 5. Он там реабилитологом. Для того чтобы ему, слабовидящему, помогать другим, пришлось стать совсем не видящим. Временно. Он должен был пройти весь курс, который проходит незрячий человек: учился читать по Брайлю, ориентироваться в пространстве, освоил домоводство...

Михаил из тех, кто когда-то видел, а потом (как он жизнерадостно рассказывает) «бах – и зрение стало падать!».

– Это генетическое, – объясняет. – Маме говорили: родится девочка, все будет в порядке. Родится мальчик – вероятны проблемы со зрением. Родился я...

Тяжелее всего Михаилу дался Брайль. «По Брайлю я читаю отвратительно», – констатирует Солодухин и вспоминает, как на недавних соревнованиях по чтению (аналог «техники чтения» в обычных школах) продвигался пальцами по этим брайлевским дырочкам в час по чайной ложке.

– А в целом сейчас все стали читать меньше и хуже – что зрячие, что слепые, – рассуждает Михаил. – Раньше шли в библиотеку – брали книгу с Брайлем; теперь берут аудиодиск и слушают «Десять негритят» или что там еще. Зачем видеть, если включил кнопку – и тебе расскажут. Сейчас говорящие книги, утюги, холодильники, чайники...

Вот друг Михаила, Саша Гусев, он сидит у говорящего компьютера (а все вместе мы сидим в небольшой комнатке в ДК им. Шелгунова Всероссийского общества слепых). Саша бойко стучит по клавишам, и компьютер сообщает, какую команду выполняет, какой файл открывает. Гусев перелистывает файлы так быстро, что изречения компьютера похожи на что-то булькающее, заикающееся, обрывающееся на четвертьслове и категорически непонятное.

– Мне-то все понятно, – уверяет Александр. – Зрячему достаточно скользнуть взглядом, чтобы найти нужное, а мне достаточно услышать часть слова.

Тонкий слух Саше нужен и потому, что он делает музыкальные аранжировки для Михаила. Солодухин не только реабилитолог, но и, получается, артист.

– Пою-то я с детства. Еще в обычной школе когда учился, у педагогов борьба была: одна учительница считала, что мне надо голос развивать, другая – что не до песен, надо математику подтягивать, в которой я ничего не соображал.

О пении всерьез Михаил задумался, когда «бах! зрение стало падать». На зарплату реабилитолога УПП не проживешь, надо искать приработок. Стал активно показывать себя на различных фестивалях, где исполнял от ретро до нынешнего эстрадного репертуара – Леонтьев, Киркоров, Басков (хотя для себя предпочитает классику с клавесином). Песен, написанных специально для Солодухина, пока нет. Мечтает о них.

Как певца Солодухина уже в родной Гатчине знают – там концерты были. Обычные концерты, не «для своих», не от Общества слепых. Большая дружба у Михаила с городом Челябинском, где ему организовали четырехдневные гастроли.

Он уже обзавелся хорошими и небесполезными знакомствами. С этим у него вообще легко: просто звонит какому-нибудь артисту или артистке и говорит: давайте встретимся, давайте сотрудничать. Это свое качество называет то наглостью, но напористостью. И утверждает, что таким был не всегда: «Смешно: в школе меня девочкам в пример ставили, такой был скромный».

Так напористо Михаил вышел на актрису Театра им. Ленсовета Инессу Перелыгину – сотрудничают. Сдружился с артистом Геннадием Смирновым (который, помните, «Питер: инструкция к применению» вел), тот иногда устраивает Михаилу выступления в ночных клубах или ресторанах. А 25 ноября в зале у Финляндского он будет выступать вместе с Ольгой Мартемьяновой, артисткой оригинального жанра, пародисткой и к тому же фокусницей. А также со студией современного танца подростково-молодежного клуба «Юность» и шоу-балетом Vista I подростково-молодежного клуба «Звездный».

Зал у Финляндского вокзала будет первой для Михаила крупной городской площадкой. Концерт опять же не «восовский», не «тематический». Для всех. Надеялись, что зал дадут бесплатно, – не вышло: запросили аренду, так что пришлось установить цены на билеты, хоть и невысокие. «Я даже не знаю, чем все обернется», – признается Михаил. И, как нарочно, концерт так и называется: «Будь что будет». Так что кто на концерт придет, поможет вдвойне. Билеты есть в театральных кассах города и в самом зале у Финляндского.

Автор:  Анастасия ДОЛГОШЕВА